www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Проблемы терминологии в мебельном бизнесе

Дмитрий Герасимов

Нельзя сказать, что наш мебельщик ничего не читает. Наоборот, количество рекламы, рекламных статей, переводов с английского, немецкого, итальянского языков и публикаций в журналах, претендующих на наукообразие, очень велико. Обидно только, что в содержащейся в них пестрой и часто взаимоисключающей терминологии можно только запутаться.

В стране нет хороших технических словарей, авторы которых понимали бы что-нибудь в сути наименований, стандартов, заставляющих придерживаться одинакового наименования одних и тех же терминов и определений, а главное - учебников, из которых на уровне, доступном человеку с любым высшим образованием, были бы понятны хотя бы основные современные процессы мебельного производства и сопровождающая их терминология.

Россия издревле не блистала первенством в мебельном производстве, а потому вынуждена использовать в своей специальной терминологии прямые заимствования названий материалов, инструмента и проч. из европейских языков - в основном, из немецкого.

Так, казалось бы исконно русские слова «фуганок», «рейсмус», «стамеска», «галтель» и «фанера» - суть, кальки с него! Что говорить о более высоком уровне технологий: нашу сегодняшнюю речь и страницы печати заполонили «меламиновая плита», «кромка - меламин» или просто «меламин», «ламинирование», «кэширование», незатейливое «шпонирование» и т.д. Прочно вошли в обиход «метабоксы», «конфирматы» и «рейлинги».

Понятно, что язык не успевает за движением научно-технического прогресса и вынужден ассимилировать чужие слова и выражения. Тем более что с уничтожением ВПКТИМ и других отраслевых институтов в стране просто уже не осталось специалистов, ответственных за такой убыточный бизнес, как создание новых слов и поддержание правильной терминологии. Это же касается и наших учебных заведений: у их профессуры просто нет в достатке своевременной информации и желания творить что-то новое за нищенскую зарплату, а потому, она чаще всего просто следует в русле событий.

Вместе с тем, дело не в названиях: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай», - говорят у нас. Проблема в том, что неучи, неправильно употребляя термины и определения, внедряя их в умы конечного потребителя, портят бизнес тех, кто действительно понимает то, что делает и какие применяет материалы.

Ведь, вошедшие в умы покупателя слова журналистки, написавшей со слов откровенного дурака, что «поверхность, облицованная бумагой, через полгода превращается в обычную промокашку», просто не дадут возможности продать даже качественную мебель, поверхности которой на самом-то деле облицованы пленками на основе бумаг, пропитанных смолами. Но сможет ли объяснить это покупателю продавец магазина, знающий термины и профессиональные сленги лишь понаслышке?

Давайте же, определимся, что есть эта самая «бумага» в понимании настоящего мебельщика!

Прежде всего, нужно вспомнить, что пластические массы, называемые также пластмассой или пластиком, - материал, содержащий в себе ряд различных веществ (пластификаторы, пигменты и т.д.), основой которого являются полимер и наполнитель. Наиболее распространенные наполнители - порошки, волокна и листовые материалы - древесная фанера (шпон), ткани и бумага. Содержание наполнителей в полимерных материалах может превышать содержание полимера.

Пластики, в которых полимер связывает между собой несколько слоев наполнителей из тканей, называются текстолитами, на основе фанеры - древесно-слоистыми пластиками, а на основе бумаг - гетинаксами или бумажно-слоистыми пластиками. Бумажно-слоистый пластик, содержащий всего один слой наполнителя, относится к синтетическим пленкам, и в мебельной промышленности получил название «синтетический шпон». Для того чтобы достичь на его поверхности высокую степень достоверности имитации рисунка текстуры древесины, используется бумага, в состав которой в процессе изготовления введен пигмент необходимого цвета - так называемая фоновая бумага. После того, как на ней методом многокрасочной печати будет напечатан рисунок текстуры древесины, она получает название «текстурная бумага».

Наименование «синтетический шпон» пленка на основе наполнителя из текстурных бумаг получает после ее пропитки смолой и полимеризации этой пропиточной смолы в процессе высушивания.

Свойства синтетического шпона зависят от состава пропиточной смолы. Как правило, в них вводятся вещества, увеличивающие эластичность получаемой пленки и позволяющие сматывать полотно в рулон. В русской терминологии такие материалы получили общее наименование «рулонный синтетический шпон» (РСШ). Для достижения еще большего соответствия поверхности синтетического шпона поверхности натуральной древесины на ней производится тиснение (продавливание) пор. Однако сформированные вращающимся валом поры по своему расположению не могут совпадать с напечатанным рисунком их структуры.

Поэтому при печатании текстуры, последним печатным валом на поверхность текстурной бумаги, строго в местах расположения пор, наносится антиадгезив. При последующей пропитке смолой в местах его нанесения смола «просаживается» и на поверхности синтетического шпона образуются углубления, имитирующие поры, расположение которых полностью соответствует напечатанному рисунку.

Если затем в процессе изготовления на синтетический шпон с тиснеными порами наносится слой защитного лака (60-80 г/м2), то полученная пленка может использоваться без последующей отделки для облицовывания некоторых поверхностей мебели (внутренних, невидимых, нелицевых и т.п.). Такой облицовочный материал после его наклеивания обеспечивает получение поверхности, полностью готовой к использованию, и по-немецки получил название Fertigfolie или Finischfolie, то есть «готовая пленка» или «финишная пленка». Часто встречающееся в рекламных объявлениях наименование «финиш-пленка», отнесенное к материалам, имеющим поверхность без тиснения пор и нанесенного на них слоя защитного лака - обман покупателя!

Если рулонный синтетический шпон раскраивается в продольном направлении па узкие полосы, - получается «однослойный кромочный пластик». К слову, использование для его производства того же материала, что и для облицовывания пластей мебельных деталей, - недопустимо. Синтетический шпон производится на основе текстурных бумаг массой 60-80 г/м2, и после пропитки смолой имеет толщину 0,17-0,27 мм. Технической характеристикой любого (!) кромкооблицовочного станка предусматривается наименьшая толщина кромочного пластика - не менее 0,4 мм. Поэтому для производства кромочных материалов должны использоваться бумаги массой не менее 120 г/м2 или дублированный синтетический шпон, еще до раскроя на полосы склеенный но толщине с другими пластиками.

В зависимости от характера химических процессов пластики делят на реакто- и термопласты. Синтетический шпон относится к термопластам, в котором окончательного отверждения смолы не происходит и она сохраняет способность вновь переходить в вязкотекучее состояние.

Если при пропитке текстурных бумаг используются полимеры, относящиеся к числу реактопластов - материалов, полное отверждение которых сопровождается химической реакцией образования сетчатого полимера, пластик необратимо утрачивает способность переходить в вязкотекучее состояние (раствор или расплав). В технологии изготовления пластиков-реактопластов предусмотрена дополнительная стадия - предотверждение связующего, осуществляемое при сушке. То есть, сначала производятся пропитка бумаг смолами и их сушка, с получением некоего промежуточного продукта, используемого в дальнейшем для производства древесно-слоистых пластиков или для облицовывания.

Для окончательного отверждения связующего производится выдержка материала в прессах при давлениях 25-60 кг/см2). Реактопласты имеют более высокие, чем термопласты, показатели по твердости, модулю упругости, теплостойкости, усталостной прочности и т.д. Реактопласты с любым наполнителем изготавливают с применением в качестве связующего фенолоальдегидных, эпоксидных, меламино-формальдегидных, феноло- или анилино-фор-мальдегидных смол.

Пластики, наполненные тканью (текстолиты), древесным шпоном или бумагой, относятся к так называемым слоистым. При этом последние, наружный слой которых выполняется из текстурной бумаги, получили наименование «декоративный бумажно-слоистый пластик» (ДБСП).

В английском (laminating) и в немецком (laminieren) ламинирование означает склеивание двух или нескольких слоев каких-то материалов, но в нашей мебельной промышленности для этого употребляются термины склеивание и облицовывание.В немецком языке «laminieren» (ламинирование) - процесс облицовывания какой-либо поверхности (пласти) в однопролетных короткотактных прессах. Вид облицовочного материала при употреблении этого термина не имеет значения.

В русском мебельном сленге / ламинирование - процесс облицовывания пластей полноформатных плит пленками на основе бумаг, пропитанных смолами, которые высушены, но процесс полимеризации внутри них еще не завершен. При облицовывании плит такими пленками в плоских прессах клей не требуется. Под воздействием высокой температуры (до 240°С) и высокого давления (до 30 кг/см2) смола, содержащаяся в бумажной пленке, плавится и выдавливается из нее к подложке и в сторону прессующей плиты. При этом та часть смолы, что выдавилась в сторону подложки, приклеивает к ней пленку, а другая, выдавленная к прокладкам плит, формирует поверхность, воспринимая их структуру (глянцевая, матовая, тисненая). Через некоторое время смола отверждается окончательно и превращается в термореактивный полимер, создавая с двух сторон плиты однослойный пластик, приклеенный к подложке, имеющий высокие стойкость к царапанию, к абразивному износу, воздействию химических веществ, водо-, свето- и теплостойкость.

Облицованная таким способом плита по-немецки часто имеет название MB-Platte, (Mclaminfolienbeschichtete Platte) - «плита, облицованная меламиновой пленкой», - несмотря на то, что использованные для пропитки пленки смолы могут и не содержать меламина.

Бытовое название «ламинирование» процесс получил в русской терминологии в начале 70-х годов. Материалы, облицованные однослойным термореактивным пластиком, стали называться на сленге - «ламинированная ДСП», «ламинированная фанера» и т.п., хотя впоследствии Действующим до сих пор государственным стандартом было предусмотрено их более точное наименование: «Плиты древесно-стружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров».

Но наши неучи, не подозревающие о его существовании, посчитали более правильным для себя создать новую кальку с немецкого, и теперь рекламные полосы наших даже квалифицированных печатных изданий полнятся безграмотными рекламами «плиты-меламин», «плиты меламиновой», или того хуже, - «кромки-меламин», и даже «меламиновой кромки»!

На самом же деле, получение на плитах двустороннего термореактивного покрытия, включающего однослойный бумажный пластик, может производиться вообще без использования меламина в составе пропиточной смолы (полимера), о чем по внешнему виду догадаться совершенно невозможно.

То же касается и производства многослойного кромочного пластика, довольно часто называемого нашими профанами «меламиновая кромочная лента», - в нашу страну за последние три с половиной десятка лет, всего для трех отечественных изготовителей, было закуплено лишь четыре установки по его изготовлению, выпущенных немецкими фирмами Held и Hymmen. Такой пластик обязательно склеивается из двух отдельных полотен с одновременной полной полимеризацией пропиточной смолы, иногда - с прокладыванием между ними полотна фибры, пергамина или другого материала, увеличивающего толщину готового материала. На срезе такого пластика могут быть хорошо заметны его слои. Но вот, знают ли наши продавцы, что же они все-таки продают, поскольку пластик-то обычно однослойный!

Интересна и история с термином «каширование», под которым многие «новые мебельщики» по незнанию своему почему-то понимают процесс облицовывания пластей пленками вообще, а некоторые из них - и натуральным шпоном тоже!

Каширование - от французского cacher (прятать, скрывать, закрывать) - процесс укрытия поверхности какого-либо материала основы, подложки с целью ее защиты от внешних воздействий и улучшения внешнего вида. В мебельной промышленности под кашированием понимают процесс облицовывания пластей полноформатных плит или деталей рулонными облицовочными материалами (гибкими пластиками), накатываемыми в виде непрерывного полотна на облицовываемую поверхность вальцами, с последующим отверждением клеевого слоя различными способами. То есть каширование - всего лишь один конкретный вид технологии облицовывания пластей. Для него характерны два главных отличительных признака: использование для облицовывания рулонных облицовочных материалов, и их вальцовое накатывание на облицовываемую поверхность. Последующее отверждение клеевого слоя может производиться самыми различными способами: холодным (в стопе, в пакетном прессе), в вальцовых или в плоских прессах. Поэтому, глядя на плиту, облицованную синтетическим шпоном, никогда нельзя сказать, каким именно способом облицована ее поверхность. Термин каширование относится только к конкретной технологии облицовывания пластей щитовых деталей и в подавляющем большинстве случаев он сам не определяет отличительных признаков и свойств готовой продукции. Поэтому применяемый иногда термин «кашированная плита» в смысле «облицованная пленками» - некорректен.

В конце-то концов, не так уж и важно, какие термины или сленг используют профессионалы, разговаривая между собой. Проблема в том, что не хотят учиться и понимать суть терминов и суть процессов производства мебели наши неучи, которые, подхватив новое понравившееся им словцо, тут же берутся донести его до конечного потребителя мебели, заставляя его «говорить на одном с ними языке», что позволяет легко обмануть его и наносит существенный урон профессионалам, ответственным за свою продукцию и не выдающим «ламинат» за «кашират»!

Мебельное обозрение, ноябрь, 2004, с. 24