www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Мягкая посадка: спад на рынке деревообработки заканчивается

Итоги работы деревообрабатывающего сектора лесной промышленности в 2003 году формально неутешительны: падение объемов производства по итогам года составило 1,5%. Несмотря на это, рынок впервые за последние годы на подъеме: сокращение производства связано в основном с отказом от продукции низкой степени переработки в пользу ДСП и фанеры, рентабельность деревообработки растет, и уже в ближайшее время будет виден эффект от крупных инвестиций, пришедших в отрасль в 2000-2002 годах. Но о росте самого крупного сегмента деревообработки – производства пиломатериалов – говорить рано.

Плитное производство

Темпы роста производства древесно-стружечных плит за последние три года заметно выросли, тем самым обозначив начало кардинального перехода этого сегмента деревообработки из пассивного состояния в активное.

Если в 2000-2001 годах замедление темпов роста производства ДСП проходило в соответствии с общей тенденцией по промышленности (исчерпание девальвационного эффекта), то относительно невысокие итоги 2002-го (2,732 млн куб. м, или 107,3% к 2001 году), как выяснилось, были лишь началом серьезного роста в этом секторе рынка. В 2003 году рост производства, по данным Госкомстата, составил уже 115,9%, строительство нескольких новых заводов по производству ДСП стало причиной удвоения темпов роста производства.

Производство древесно-стружечных плит полностью ориентировано на внутренний рынок. Основным потребителем является отечественная мебельная промышленность, производственные показатели которой в прошлом году выросли на 19% (+53% по сравнению с 2000 годом). Большинство российских мебельных комбинатов, сумевших перестроить свое производство после 1998 года на современной основе, начали реализацию программ повышения качества выпускаемой продукции, что, помимо прочего, подразумевает переход на использование исходных компонентов более высокого качества, в том числе ДСП. Чтобы сохранить свои позиции на российском рынке, производители ДСП, в свою очередь, были вынуждены начать реконструкцию производственных мощностей для перехода на выпуск продукции более высокого качества. В противном случае рынок можно было просто потерять – инвестиции в плитное производство окупаются быстро, а потенциальными конкурентами были вся Восточная Европа и Прибалтика.

Большая доля производства ДСП в России приходится на Центральный (около 36%) и Северо-Западный (около 26%) федеральные округа, что соответствует географии потребления плитной продукции и темпам развития строительного рынка. Впрочем, помимо Московской области, центра производства плитной продукции в России, в лидеры вышли также Республика Коми и Вологодская область. И если в Подмосковье развитие этого производственного сектора шло постепенно и в основном на деньги производителей мебели, то на северо-западе наблюдалась другая картина. Прежде всего рост производства в этом секторе – заслуга уже осуществивших мини-революцию на рынке фанеры группы "Юнайтед Панел Груп" (ЮПГ) и компании "Свеза" (структура АО "Северсталь"). "Свеза" позиционирует себя как одного из крупнейших в России производителей ламинированной ДСП – объемы менее технологичной продукции в компании не наращивают. ЮПГ пошла еще дальше, наладив в конце 2003 года в Коми на Жешартском фанерном заводе производство МДФ – материала, который во всем мире постепенно приходит на смену ДСП и ДВП в мебельной промышленности. Впрочем, пока МДФ производства ЮПГ занимает 10-15% этого рынка, а больше 80% МДФ на рынке производится за пределами России.

Заметим, что к производству ДСП проявляют все больший интерес средние по размеру региональные инвесторы. Скорее всего, вслед за стратегическими инвестициями крупных игроков в сектор мебельного и фанерного рынка в 2003-2005 годах придут и они – плитное производство будет развиваться быстрее, чем смежные сектора. Но и эффект от крупных инвестиций пока не исчерпан. В 2004-2005 годах на показатели производства ДСП в России наверняка окажут влияние вложения шведского холдинга Krona на костромском комбинате в Шарье и австрийской группы Egger, которая намерена до 2007 года вложить $250 млн в завод ДСП в Шуе (Ивановская область)

Фанера

До прошлого года развитие производства фанеры в России стимулировалось постоянно растущим спросом на внешнем рынке, толчком к значительному расширению выпуска в 2002 году (113,7% к 2001 году) стала активная инвестиционная политика предприятий-производителей – в первую очередь уже упоминавшихся ЮПГ и "Свезы". В прошедшем году российские фанерщики смогли повысить продажи за счет внутреннего рынка. Это во многом способствовало развитию отечественной мебельной промышленности. Рост производства фанеры в прошлом году составил 107,6% по отношению к 2002 году (1960 тыс. куб. м за год).

Лидером производства фанеры в России по-прежнему остается холдинг "Свеза", на долю которого приходится примерно 15% всей производимой продукции. В 2003 году объемы выпуска фанеры предприятиями холдинга составили 290 тыс. куб. м, что на 7% выше объемов производства за аналогичный период прошлого года. Солидные инвестиции, сделанные "Северсталью", позволяют предположить, что "Свезе" удастся сохранить лидерство и в будущем.

Пока неизвестно, какими темпами будет развиваться этот сектор рынка в будущем. Экспортно-ориентированное производство фанеры пока является наиболее рентабельным и интенсивно развивающимся сегментом деревообрабатывающей промышленности России. Однако благодаря растущим доходам от реализации фанеры традиционные российские производители также часто производят техническое перевооружение производств, отчего конкуренция на внутреннем и внешнем рынке ощутимо возросла. Возможно, темпы роста производства фанеры в России сократятся уже в 2004 году.

Пиломатериалы

К концу первого квартала 2003 года выпуск пиломатериалов стал сокращаться медленнее, а в апреле–июне был отмечен небольшой рост производства этого вида продукции. По итогам первого полугодия прошлого года объем производства пиломатериалов составил 8782,5 тыс. куб. м, что на 107,6 тыс. куб. м (на 1,2%) больше уровня аналогичного периода прошлого года. Но говорить о дальнейшем улучшении ситуации в этой сфере пока преждевременно. По итогам 2003 года производство пиломатериалов сократилось и составило 96,5% от уровня 2002 года (17,9 млн куб. м). Такие явления на рынке отмечаются периодически: на протяжении трех с половиной лет спад производства пиломатериалов чередуется с кратковременным ростом, продолжающимся не более одного-трех месяцев.

Однако установившейся тенденции в этом секторе рынка пока не существует. Так, Усть-Илимский ЛДЗ (входит в корпорацию "Илим Палп"), расположенный в Иркутской области, в 2003 году произвел 447 тыс. куб. м пиломатериалов, что на 18% больше, чем в 2002 году. В 2003 году ЗАО "Национальная лесоиндустриальная компания", объединяющая шесть разнопрофильных предприятий лесной промышленности, увеличило выпуск пиломатериалов на 8%, до 187,4 тыс. куб. м. Однако на небольших предприятиях, не имеющих финансовой поддержки крупных структур, дела идут хуже. Так, в 2003 году на 22% (до 26,8 тыс. куб. м) упало производство пиломатериалов в ассоциации "Вятский лес" (Кировская область).

Причиной провала в отрасли во втором полугодии 2003 года большинство производителей считает неблагоприятные погодные условия. Вторая причина – износ оборудования. Кроме того, серьезную роль играет и объявленная правительством задача сокращения экспорта лесной продукции с низкой степенью переработки: в первую очередь круглого леса, во вторую – пиломатериалов.

Впрочем, объемы производства сокращаются и по другим причинам. Так, снижение физических показателей выпуска пиломатериалов на ОАО "ЛХК 'Буйлеспром'" (82,2 %), одной из крупнейших лесозаготовительных компаний, как сообщили в компании, произошло за счет внедрения в производство новых, более трудоемких, но дорогостоящих видов продукции. А это означает, что в перспективе и самый проблемный сектор деревообрабатывающей промышленности имеет все шансы перейти от депрессии к росту.

Название издания: Приложение к газете «Коммерсантъ»
Инна Кваскова (Lesprom.ru); Дмитрий Татаринов , №48(2887) от 18.03.04

http://www.upgweb.ru/pub10.html