www.kromki.ru
Все о кромках, кантах и профилях
для производства мебели
Более 900 видов
кромочных материалов
на складах магазинах
в Москве и Санкт-Петребурге
По теме
Сборник статей и справочных материалов о технологии и технических характеристиках кромочных материалов

Последние: Все статьи

Таможенная победа российских мебельщиков над ИКЕА стала бессрочной? О непростых взаимоотношениях импортеров мебели в Россию с Таможенным кодексом.

Российское правительство решило ужесточить режим импорта мебельных изделий: с 29 сентября 2004 года согласно недавнему правительственному постановлению вводятся повышенные и, подчеркнем, подробные, "ассортиментные", пошлины на импортную мебель, причем на постоянной основе. Прежде эти расценки были только 9-месячными и не учитывали конкретный ассортимент мебельного импорта.

Итак, ставка на импортную мебель устанавливается в 0,75 - 0,76 евро за 1 килограмм для мебели, стоимость которой ниже 1,8 евро за килограмм, а стоимость которой больше этой "планки" - пошлина составит 20 процентов. Прежде импортно-мебельная пошлина была, можно сказать, комбинированной: не меньше 0,6 евро за килограмм или 20 процентов от стоимости. Каждые 9 месяцев менялся только тариф в евро - на 10-15 процентов. Теперь такая пошлина впредь будет, повторим, не только постоянной, но и охватывать минимум 80 процентов всего ассортимента импортной мебели, поступающей в Россию. Впервые в Таможенном тарифе РФ с 29 сентября выделяются позиции "Деревянная мебель типа спальной; для столовых и жилых комнат и прочая".

Соответствующий режим мебельного импорта был предложен правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле еще в прошлом году, но, по имеющейся информации, многие крупные компании-импортеры стремились хотя бы "отдалить" введение в действие нового режима, чтобы успеть реализовать выгодные мебельно-импортные контракты. В самом деле: по оценкам Минэкономразвития, ФТС и Федерального агентства лесного хозяйства МПР, около 40 процентов импортной мебели, ежегодно сбываемой в России, - это либо фальсификаты (восточноевропейские или прибалтийские модели под престижными "западными" ярлыками) из отходов местного или российского лесосырья, либо продукция из региона Евросоюза, которая по своему составу минимум на 40 процентов состоит из вредных для здоровья всевозможных химических добавок, в том числе красителей. Причем, по данным Госторгинспекции и биохимических исследовательских институтов РФ, выделение таких добавок в окружающую среду начинается через несколько недель после приобретения "респектабельной" покупки и может продолжаться бессрочно. Заметим, что в большинстве развитых и развивающихся стран такая продукция запрещена к сбыту, по крайней мере, в этих странах.

По темпам роста мебельного импорта, особенно контрабандного, Россия, по данным отечественных и зарубежных источников, с 1990-х годов входит в десятку стран - мировых лидеров. Оно и понятно: именно в РФ, можно сказать, совмещаются колоссальный рынок спроса, точнее - моды на псевдопрестижные продукты и, увы, потребительская неискушенность, точнее - неинформированность. Поэтому ежегодный объем "заморской" мебельной контрабанды достигает нескольких десятков миллиардов долларов: проще говоря, она имеет стабильный спрос, особенно в крупных городах, промышленных и курортных центрах. Как отмечалось на заседании Правительства РФ в июне 2002 года по Федеральной целевой программе долгосрочного развития отечественной лесопереработки, доходит до того, что крупные импортеры и их партнеры - иностранные поставщики "продавливают" низкие транспортные тарифы на импорт любой, в том числе поддельной и некачественной, мебельной продукции, а параллельно - схожие тарифные расценки на экспортные перевозки российского лесосырья. По оценкам ВНИКИ и "лесных" исследовательских институтов России (2004 г.), фактический импорт мебели, почти на 85 процентов из дальнего зарубежья, ежегодно минимум на треть больше официально регистрируемого. Не меньше четверти этой контрабанды поступает под маркировкой стран СНГ - участниц зоны свободной торговли Содружества (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия) или через этот "беспошлинный коридор".

Такое положение предопределено тем, что экспортные цены на отечественное лесосырье остаются одними из минимальных в мире (в сравнении с аналогичной продукцией из других стран - даже из бывшего СССР), зато его ассортимент весьма широкий. Вдобавок до трети фактического лесосырьевого экспорта - это демпинговая ежегодная контрабанда, по данным МПР и Федеральной таможенной службы. Поэтому "заморским" производителям и сбытовикам выгодно "работать" с российским сырьем: по данным же европейской отраслевой статистики, около половины ежегодно импортируемого российского лесосырья направляется в резерв, треть - перепоставляется ближневосточным, азиатским, североафриканским производителям (из-за давних межфирменных связей и ассоциированного статуса многих стран этих регионов в ЕС) и только 20-25 процентов получает производство. Но из последнего сектора минимум 70 процентов используется для производства мебели, поставляемой в Россию, с неизбежными химическими "улучшающими" добавками. Вдобавок фирмы - поставщики любыми способами рекламируют такую продукцию в России, пользуясь дефицитом столь же широкой рекламы отечественных мебельных товаров.

Так или иначе, новый пошлинно-импортный режим, по аналитическим оценкам, способен сократить импорт сфальсифицированной и демпинговой мебельной продукции в целом на 12-15 процентов. В то же время нужны параллельные меры - например, четкая стандартизация мебельных товаров (совместные с "беспошлинными" странами Содружества ГОСТы, биохимические сертификаты и т.п.), временные (количественные в сочетании с сезонными - по аналогии с импортом тростникового сахара-сырца) ограничения на экспорт высококачественных мебельного сырья и его полуфабрикатов.

Все о мебели, № 39, с. 96